Главная > Библиотека > Кондраков И.М. > Статьи > Урок № 10: Сотвори себя сам

Урок № 10: Сотвори себя сам

Автор: Кондраков И.М. 5496

В каждом из уроков вы знакомитесь с некоторыми из инструментов решения научных задач, чтобы затем сами в творческом акте смогли почувствовать свою причастность к открытию истины или пути к ней. Тогда понятая вами информация станет вашим знанием... Но прежде чем познакомить с некоторыми инструментами решения открывательских задач, попробуем разобраться какими качествами должен обладать творческий человек.

Открытие себя

Мы всю жизнь учимся сами и нас целенаправленно учат в учебных заведениях. Одна из сторон педагогической деятельности состоит в том, чтобы научить ученика не только «учиться», но и на этапе обучения преодолевать самого себя, свою лень, свою инертность. Для этого необходимо воспитывать в нем собственно Человека высоконравственного, просвещенного и творческую личность так, чтобы она была готова сама принимать решения и уметь их отстаивать не только перед самим собой, но и перед обществом, особенно при сопротивлении общества или всей системы, которые всегда более инертны, чем творческая личность. С воспитания Человечности и надо всегда начинать1, чтобы провести человека через эволюционные джунгли2 за более короткий срок. На этот счёт имеется достаточно примеров из  жизни и литературы. Мы же рассмотрим другую составляющую человека – творческую, ибо без нее сложно пробираться через эволюционные джунгли. По умолчанию уже предполагается, что Человек потенциально – это творец. Но какими качествами должен обладать творческий человек? На этот счёт имеется много разных представлений и точек зрения. Выделим две – наиболее интересные.

Например, Г. Селье3 (Г. Селье. От мечты к открытию. М., Прогресс. 1987 г.) приводит целый список качеств творческого человека. Он считает, что бесчисленные умственные и физические качества присущие ученому как таковому, могут быть приблизительно классифицированы по шести важнейшим категориям:

1. Энтузиазм  и настойчивость, т.е. интерес, рвение, страсть направленные на реализацию замысла и  способность  к длительному и  упорному преследованию поставленной цели. Они включают в себя такие качества, как преданность цели, устойчивость к неудачам и однообразию, устойчивость к успеху, мужество, здоровье  и энергию.

2. Оригинальность - способность по-новому  взглянуть на вещи. А для этого необходимо воспитывать такие качества, как независимость мышления,  непредубежденность - готовность пересмотреть предубеждения перед лицом опровергающих их свидетельств, воображение, интуиция и одаренность.

3. Интеллект - способность к пониманию. Он предполагает развитие таких качеств, как логика, память, опыт, способность к концентрации внимания, абстрагированию.

4. Этика - система приемов, управляющих нашим поведением. Она включает честность перед самим собой.

5. Контакт с природой - установление тесной связи с явлением Природы, на которое направлено наше исследование. Для этого важны такие качества как наблюдательность, технические навыки и изобретательность.

Следует сюда добавить - умение работать руками самому. Еще оценка результатов наблюдения  -  способность отбрасывать все формы  ослепляющей нас предвзятости.

6. Контакт с людьми: понимание себя и других, совместимость с окружающими людьми, способность организовать группу, убеждать других и прислушиваться к их аргументам.

Достаточно интересные качества, включающие не только чисто творческие, но и частично качества, без которых нельзя называть человека Человеком. Самое же главное – как понимать все эти качества.

Кстати, некоторые из этих качеств перекликаются с шестью качествами, приводимыми в "Жизненной стратегии творческой личности"4 (ЖСТЛ),  где даже приводится "алгоритм"  жизни  и  поведения творческой личности. Однако эта часть жизненной стратегии делает человека заложником своей идеи и поступающим в борьбе с «внешними обстоятельствами» подобно роботу, хотя сами по себе приведенные качества, вне «стратегии»,  интересны.

Творчество всегда предполагает ломку каких-то устоев, старых представлений, парадигм. В своем стремлении к познанию и реализации поставленной перед собой цели, человек непременно ожидает успех от своей деятельности.

Исходя из этой посылки и ряда положений методики В.А. Сухомлинского можно представить следующий подход к технологии воспитания творческой личности5 с учётом шести качеств, изложенных в ЖСТЛ.

Твоя высшая Цель

1. Без цели не может быть результата, успеха. Следовательно, нужна Высшая (В. Вернадский) или Достойная цель (Г. Альтшуллер), общественно-полезная, на достижение которой стоит потратить творческую жизнь. Для этого человек должен быть не только образованным, но и высоко духовным в нравственном понимании слова. Не случайно В.А. Сухомлинский  обращал особое внимание на духовную жизнь учащихся школы. Уже в школе учащийся должен задуматься  ради чего нужно хорошо учиться, чтобы у него возник интерес к учебе,  к наиболее интересным  для него областям знаний, и,  чтобы в будущем он смог себя реализовать как личность при достижении поставленной цели.

Примеры:

У К.Э. Циолковского -  это познание природы, выход в космос человечества и налаживание контакта с разумными цивилизациями;

У Гулиа – это создание емкого аккумулятора энергии (маховика).

У  Н.В. Левашова – это освобождение Мидгард-Земли  от паразитов, пробуждение землян от ментального сна и далее, через новые знания, вывести Родину и нашу цивилизацию на новый путь развития и  процветания6 - Золотой путь.

2. Но как, например, ученику или любому человеку выбрать Высшую или Достойную цель жизни, если у него еще нет опыта жизни или необходимых знаний?

Не любая цель годится на эту роль, следовательно, нужны определенные критерии, подход, т.е. нужна технология выбора цели. В период учения перед учеником нет необходимости ставить цель, которой он посвятит в будущем всю свою жизнь. Но его ещё в школе нужно научить как выбрать Достойную цель. В школе  В.А. Сухомлинского на уроках мысли ученика учат прикоснуться к огромному окружающему миру, в котором вопросов больше, чем ответов, вот их и следует находить. Что касается «взрослых», то ответ очевиден: нужно откорректировать своё мировоззрение с позиций Новых Знаний, и, исходя из нового понимания проблем, которые их интересуют, своих возможностей, своей готовности, выбрать себе цель, ради которой стоит потратить оставшуюся жизнь. При этом следует помнить, что творческие люди живут дольше, ибо у них есть цель и они настроены на её решение, они более гармоничны со своими тонкими телами.

Реализация цели может происходить двумя путями:  совершенствование своей или чужой идеи, причём, в узкой области или в нескольких областях. Исходя из системности мира, можно считать, что окружающий мир – это, в наше время, три взаимодействующие системы: природные в виде экосистем, социум и техносфера, представляющие нашу земную цивилизацию. Каждая из этих систем имеет свои иерархические уровни. Они аналогичны уровням волновой модели развития технических систем. Например: социум: человек – семья – народ – нация – государство – земная цивилизация - …  На каждом из уровней могут возникать задачи. Цели также возникают на всех уровнях, причем, чем выше уровень, тем более общая цель возникает для решающего проблему на данном уровне. Но на каждом уровне человек взаимодействует с аналогичными уровнями ещё двух систем – живой природой и искусственно созданной – техносферой. Отсюда и множество возможных путей достижения цели, при реализации которых человек способен раскрыть себя как творческая личность. Вот примерная схема (рис. 10.1.):

Достижение цели осуществляется посредством различных средств – технических, интеллектуальных или социальных. При выборе цели человек руководствуется какими-то своими соображениями и вначале выступает в роли дилетанта, потому что, скорее всего, до него эту проблему никто не решал, поэтому о ней мало что известно,  а если и решал, то пока неуспешно. Поэтому он в общих контурах должен представлять себе приведенную выше схему развития цели, чтобы эффективно и уверенно двигаться вверх, если есть потенциал, не зацикливаясь на достигнутом и не задерживаясь там, где его дело могут продолжить другие.

Причём, при переходе по линии человек - семья -  общественная группа - народ - цивилизация – ноосфера - происходит смена и усложнение цели, т.е. она становится более общей. У К.Э. Циолковского: от средств для перемещения в атмосфере до создания космической философии для выхода на связь с внеземными цивилизациями. У Н.В. Левашова: от познания самого себя и нетрадиционных способов лечения до познания космоса, его «лечения» от паразитов и вывод человечества на «Золотой путь развития». При этом каждый из них на начальных этапах создавал специальные «технические» средства: Циолковский К.Э. – дирижабли, планеры, ракеты…, Левашов Н.В. – методики саморазвития, лечения, преобразования тел,  генераторы первичных материй... Вершиной их творения для человечества – их концепции жизне- и мироустройства, внедрённые в социуме или указавшие направление развития последнего.

Каждый следующий этаж определяет цель предыдущего: чем крупнее цель - тем выше этаж, определяющий ее. Например, колонизация космоса поставила перед Циолковским задачу по созданию "космической философии" - цель, которая включала все  предыдущие цели, достигнутые или сформулированные на нижних этажах.  К.Э. Циолковский шёл поэтапно к своей Высшей цели, начиная с простой идеи завоевания стратосферы. Вначале его целью было создание управляемого дирижабля (цель А) с металлическим корпусом, он изготовил ряд моделей (цель А2, А3, А4 ..). Затем он перешёл к созданию ракеты (цель Б1). Далее  - к созданию ракетному самолёту (цель В1), космического поезда (цель В2), системы жизнеобеспечения на орбите (цель В3), колонизация планет (цель Г1), установление контактов с внеземными цивилизациями (цель Д1), создание космической философии (цель Е1).

Н.В. Левашов предлагает это сделать через поэтапное познание себя. На третьем курсе вуза он начал свой поиск истины. Обратил внимание на те качества, которые были у него от природы, он стал изучать себя. Несмотря на то, что многое ему пришлось делать впервые, на основе собственного опыта он научился сначала понимать найденную информацию, а затем постепенно овладевать её практическим применением, причём он шёл от простого к сложному, вырабатывая свою методику познания, лечения, сканирования информации «Зеркало моей души». С переходом на новые уровни познания, менялись задачи, менялись и методики, возникали проблемы, заставляющие двигаться вперед. Со временем появляются и первые изобретения – «технические средства» для решения сопутствующих проблем. Его инструмент – сила мысли, способной управлять материей и свойствами пространства. Видя проблемы системно, он выходит на соответствующие решения: «генератор темной материи» - «Источник Жизни»  - для экосистемы, изменение траектории планеты «Х» - для солнечной системы, создание движения РОД ВЗВ – для решения проблем социума и т.д. (В. Шлопак. Сила мысли или Н.В. Левашов – кто это?).

У него выработалась своя методика, поэтому тем, кому он произвел преобразование мозгов, рекомендует не торопиться, а учиться правильно сканировать информацию, распознавать простые проблемы, например, причины болезни, а затем приступать к её лечению; получив на этом  уровне опыт и закрепив его,  переходить к следующему и.т.д.

" Все, о Люций, не наше, чужое,
только время наша собственность…
Сенека

Помни: только время твоя собственность!

3. Выбрав цель, необходимо знать что было сделано в этом направлении предшественниками, знать что нужно для её достижения теперь. Нужна программа по достижению цели, много программ, в зависимости от сложности цели, т.е. нужен комплекс рабочих программ по достижению цели и регулярный контроль за выполнением этих планов и их корректировка по необходимости. Выработка навыков и умений в выборе цели может осуществляться на примере решения  обычных проблем.

Примеры:

Биолог А. Любищев (Д. Гранин «Эта странная жизнь») при создании периодической системы биологических видов, вёл ежедневный контроль за выполнением программы.

Ж. Верн по договорённости с Этцелем – издателем его книг – должен был выдавать в год два научно-фантастических романа. Для этого он вёл ежедневные записи новых научных данных в свою картотеку – 20 тысяч тетрадей. Причём, с раннего утра он писал, а после  полудня собирал информацию.

Н. Левашов наметил ряд рабочих программ и выработал ряд методик для решения конкретных задач с постоянным контролем и корректировкой этих планов: лечения, получения информации о настоящем и прошлом, написание книг,  использование «спящей»  генетики  растений и человека, выход из тела и вопросы безопасности в космических  путешествиях, быстрое распознавание оружия паразитов и защита от него («Зеркало моей души»). Наконец, методику преобразования мозгов и свертывания информации нейронов и т.д.

Методики Светланы де Роган-Левашовой («Откровение») связаны с выходом на разные уровни Земли и  выход к прошлым событиям. Программы по восстановлению прошлого нашей цивилизации (история Христа-Радомира, его семьи, история Даарии, тамплиеров).

Душа обязана трудиться и день, и ночь…

4. Для выполнения намеченных планов нужна высокая работоспособность. Поэтому уже со школы необходимо учить учеников работать систематически, уметь ставить перед собой  смелые цели и стремиться  достичь их, преодолевая трудности.

Примеры:

Ж. Верн – регулярное ведение  картотеки в 20000 тетрадок, из которых он черпал темы для своих произведений и делал прогнозы. Когда он ослеп, в комнате ничего не меняли местами, а для него был изготовлен трафарет, которым он пользовался при написании романов. Записи он делал во второй половине дня. В первой – писал. Работал каждый день. Каждый год выпускал по два тома, которые продолжали выходить и после смерти. А после писались еще его сыном Мишелем по тем же именем.

А. Любищев – использование каждой свободной минуты (он постоянно читал в метро, автобусе, ожидая в очереди и т.п.), написание огромного количества статей по биологии, истории, литературе и т.д.

Н.В. Левашов –  написание книг и статей, проведение встреч, лечение людей, экосистемы, работа в космосе и т.д. Рабочий день длительностью в среднем по 15 часов.

Знать и уметь!

5. На пути  к достижению цели возникает много проблем, противоречий, для  разрешения которых нужна методика, инструмент, технология решения возникающих проблем, т.е. нужна научная методология решения творческих задач7. Эту задачу на этапе формирования личности ученика решают педагоги-новаторы, но каждый по-своему. Они подготавливают почву для перехода от фактологической педагогики к педагогике методологической. Их творчество доказывает, что уже в школе можно и нужно формировать творческую личность, владеющую современными методами решения творческих задач.

Одним из подходов к решению творческих задач может быть методология ТРИЗ и примерная схема их решения: постановка задачи – построение модели задачи идеальной и реальной – выявление заложенного в нём противоречия –  разрешение противоречия – получение результата (рис. 10.2.).

Примеры:

О. Пикар – технология решения изобретательских задач при создании батискафа (Гаджиев Ч. Огюст Пикар: Творческий стиль. 1973). В 1930 он занялся разработкой стратостата — воздушного шара, оборудованного сферической герметичной гондолой из алюминия. Она позволяла совершать полёты в верхних слоях атмосферы при сохранении нормального давления внутри гондолы. 27 мая 1931 Огюст Пикар и Пауль Кипфер совершили первый в мире полёт в стратосферу, достигнув высоты 15785 м., в дальнейшем достигнув высоты 23 000 м. А в середине тридцатых годов учёный осознал, что можно стратостат использовать наоборот – в виде  баллона с герметичной гондолой  для исследования океанских глубин.  Новый аппарат он назвал батискафом, представляющем собой герметичную стальную гондолу для экипажа, к которой был прикреплён большой поплавок, наполненный бензином для обеспечения плавучести.

Н.В. Левашов – это его концепция мироустройства и эволюции материи – новое мировоззрение8. Уже сама концепция эволюции материи предопределяет направление её развития, а значит и методологию для решения конкретных задач для Человечества.

Творчество педагогов-новаторов подтверждает мысль о том, что нужно учить  личность ученика технологии творчества, развивать его интеллект, учить умению думать (Соловейчик С. Час ученичества.  М.: Детская литература, 1986.  – 383 с; Сухомлинский В.А.. Сердце отдаю детям. Минск. «Народная Асвета», 1981. – 288 с)9,10,  и решать не только стандартные, но и нестандартные задачи нестандартными способами, начиная с детского возраста.

Примеры:

Работа с детьми в системе МИА при институте цветных металлов им. М. Калинина (Малой инженерной академии, г. Красноярск), лицей № 142 для одаренных детей (г. Красноярск), МАН (Малая академия наук, г. Минеральные Воды), факультатив по дисциплине «Научно-техническое творчество» (г. минеральные Воды, СКФ БГТУ им. В.Г. Шухова), школа изобретательства (г. Минеральные Воды) показал эффективность обучения технологии творчества на базе отечественной ТРИЗ.

Работа с детьми-индиго в ментальной школе Н.В. Левашова, в которой у него более 3000 учеников, где речь идёт о развитии многогранной личности11, будущей элиты России.

Учись держать удар!

6. Нестандартно решенная задача или задача с неожиданным результатом уже состоявшейся личностью, как правило, неоднозначно воспринимается коллегами, наконец, самим обществом, например, потому, что результат может влиять на мировоззрение общества, противоречить устоявшимся парадигмам, за которые коллеги получали учёные степени. В итоге творческая личность будет испытывать сопротивление, давление со стороны системы, и, может стать изгоем. Последователи идеи подвергаются аналогичным нападкам. Кто-то не выдерживает и уходит из движения. А кто-то легко покупается за «30 сребренников», приобретая тихую  и спокойную жизнь. В этот период непризнания важно устоять, выдержать удар системы. Поэтому со школы необходимо воспитывать силу духа и воли, учить  отстаивать  свои идеи, преодолевать неудачи и  «держать удар», понимая значимость решаемой проблемы. Тогда будет результат. Не случайно В.А. Сухомлинский особое внимание уделял духовной жизни своих учеников.

Примеры:

40 лет ушло на реализацию мечты Пикара по созданию батискафа. Было всё: и неприятие коллег, и сопротивление научного сообщества. Но он поставил новую цель – создать мезоскаф  -  для средних глубин, хотя были серьезные возражения противников.

Н.В. Левашов – человек с необычными способностями, поэтому Система попыталась использовать их в своих целях. Он не пошёл на сделку с совестью, поэтому оказался вне Системы, т.е.  - её врагом. Но Система не оставила его, она его своими ударами только закаляла, вырабатывая у него бойцовские качества. Система не знает одной особенности развития: чем больше человек получает претензий, чем больше его «бьют», тем быстрее он закаляется и становится совершеннее, если не сдался от первых ударов. Так что система сама воспитала Бойца, который продолжал свое Дело и, когда возникла необходимость, он вернулся на Родину и создал Движение уже с соратниками, разделяющими его мировоззрение. В итоге, он дал уверенность не только многим своим сторонникам, но и людям вне Движения.  Теперь многие стали понимать, что дальнейшая эволюция возможна только при условии собственного развития и совершения поступков,  Достойных Человека. Всякое малодушие, подлость и прочие отрицательные поступки сказываются на сущности человека и он получает «возмездие» или наказание практически сразу с совершением поступка. Хороший - способствуют развитию ментальных тел, а плохой – разрушает их и закрывает канал между астральным и ментальным телами12.  Личная трагедия не озлобила его и не выбила из седла, он ещё с большим рвением стал решать проблемы, без которых невозможно достичь Высшую цель. Предательство и подлость бывших соратников не сломило его.

От результата к успеху

7. Чтобы неудачи в учебе (самопознании) не отбили желание ученика учиться, нужен позитивный текущий результат, поддерживающий интерес ученика, организованный дидактическими приемами учителя.  Чтобы уже во взрослой жизни бывший ученик мог держать удар со стороны общества, системы, не превращая отстаивание своих идей в борьбу с «ветряными мельницами», на каждом этапе достижения цели нужен результат, т.е. нужен успех, организованный им самим (Сухомлинский В.А.. О воспитании /Сост. С.Соловейчик. – 4-е изд. – М.:  Политиздат, 1982. – 270 с.)13. Интерес поддерживается успехом, - как подчеркивал В.А. Сухомлинский, - а к успеху ведет интерес. Таким образом, от задач управления в период обучения человек переходит к решению задач самоуправления в режиме творческой личности.

Примеры:

К. Циолковский. Результат: создание цельнометаллического дирижабля, создание теории реактивного движения, разработка системы технических средств для подготовки космонавтов, разработка программы поэтапного завоевания космического пространства (Циолковский К.Э.), разработка основ космической философии.

Н.Левашов. Результаты: (В.Шлопак. Сила мысли или Н.В.Левашов – кто это?,«Зеркало моей души»), они поддерживают интерес у сторонников его концепции. Многие теперь по другому стали смотреть на мир, проблемы жизни и смерти. Кроме того, это и результаты лечения людей, что подтверждает и автор материала (лечение дочери и его самого). Действие брелка. Автор испытал его на себе. Такси, в котором мы ехали, выехало на перекресток и стало поворачивать налево, нам на встречу на красный свет под углом 50-70 град. на  скорости 80-90 км/час выскочил автомобиль. Столкновение было гарантировано на все 100! Но в момент столкновения машина-убийца каким-то образом проскользила вдоль нашего такси с зазором примерно в 5 см. и умчалось, не останавливаясь. Было как в кино… Наш водитель едва себя сдерживал, а жена и её подруга только успели вскрикнуть, а потом в состоянии шока пытались понять  почему не произошло столкновения.

Надо отметить, что шесть приводимых качеств сами по себе положительны и их нужно использовать в комплексе. Знание возможных ходов «внешних обстоятельств» по отношению к творческой личности также полезно.  Но жить по алгоритму ЖСТЛ – это введение творческой личности в определенные рамки, противоречит понятию «творчество». Поэтому мы не будем рассматривать стратегию ТЛ14. Желающие могут сами познакомиться с ней.

С одной стороны человек сам, добровольно делает себя заложником своей идеи. История науки и техники показывает, что пока не созреют условия для реализации идеи, она остается идеей.  Видимо причина не в творческой личности, и не в консерваторах или иных "внешних обстоятельствах" - оно в той системе отношений, которые сложились в социально-экономической сфере. Очевидно следует решать проблемы и на этом уровне.

Ведь при смене социально-экономических условий могут полностью поменяться "внешние обстоятельства", а технология получения новых идей остаться старой. Тогда и "стратегия" окажется  ненужной. Вот, к примеру, в 1895 г.  Николай-II обратился ко всем странам мира с предложением о полном и всеобщем разоружении. Но, так называемая, "демократическая" Европа оказалась глухой к этому призыву... Или: с перестройкой пришла возможность писать о чём угодно,  поднимать какие угодно проблемы. Но произведений с новыми идеями не  появились... Социальный заказ есть, но идей нет или они еще просто не созрели, чтобы стать привлекательными для общества. Общество «спало». Его нужно сначала разбудить, чтобы оно само поняло проблемы, и смогло по новому их увидеть и понять, а не звать всех на баррикады, чтобы через разрушение создать видимость прогресса и развития в нужном направлении.

При этом решаемая проблема не обязательно должна быть глобальной, важно творчески решить пусть даже самую небольшую, но нужную для человечества проблему, чтобы был реальный результат.

Вот два примера. С юношеских лет увлекался С.С. Брюханенко объёмным видением, стремился проникнуть в тайны получения стереоскопических изображений. В результате многолетних исследований он пришел к изобретению метода объёмного рисования и черчения. Позже он создал серию моделей аппаратов для получения стереоскопических рисунков и чертежей. А затем, используя стереоскопирование, он сконструировал первый в мире аппарат для искусственного кровообращения - автоэжектор.

Другой пример, - разработка промышленного способа производства синтетического каучука С.В. Лебедевым в  1927 г. Еще в апреле 1926 г. ВСНХ объявил конкурс на разработку такого способа.

С огромным упорством Лебедев вместе со своей группой начал работу.  Неудачи следовали одна за другой. И все же, в течение года он решил проблему, получив первые 200 Г каучука. Проблему, над которой работал давно, он еще в 1910 г. доказал, что дивинил при полимеризации превращается в каучукообразный продукт. Тогда он получил 20 Г.

Узнав об этом А. Эдисон посчитал, что все это большевистская пропаганда, он не верил, что в России способны решить проблему каучука.

Другое дело, если творческий человек мог успокоиться на достигнутом и не сделал это состояние творчества для себя привычным - что удается далеко не всем.  Но С.В. Лебедев внес свой вклад в человеческую цивилизацию. И в период решения своей пусть небольшой задачи, он проявил именно творческие качества.

Каждый несет такой груз, какой в состоянии нести.

Вот тут-то и возникают проблемы другого - нравственного порядка, без решения которых не будет гармоничной личности.  Ведь создатель нейтронной  бомбы Тейлор был не только способным физиком и творческим человеком,  но и отцом семейства (трое детей) и, тем не менее, считал свое детище "гуманным оружием" и не исключал возможность его применения с целью проверки своего детища для уничтожения, например, СССР, и сохранения материальных ценностей противника.

Дидактика В.А.Сухомлинского фактически содержит все компоненты приведенной технологии достижения цели творческой личностью. Начинается она с воспитания Человечности и завершается воспитанием творческой личности.

Учись созидать

Для того, чтобы ответить на вопрос каким  должен  быть гармоничный  человек,  рассмотрим его не изолированно на его "этаже" волновой модели эволюции социума, а в целом - во взаимодействии со всеми её «этажами».  - Кроме того, любая реализуемая им цель затрагивает волны  эволюции других систем: природы и техносферы. Поэтому гармоничный человек - тот,  кто умеет видеть,  охватить сразу все  волны  эволюции (ВЭ), их прошлое, настоящее и будущее и учитывать их при реализации цели - на одном большом "экране" с позиций Высшей цели (рис. 10.3).

Это сложная задача, но решаемая соответствующим воспитанием.

Например, возьмем только одну систему - государство. Воспитание  государя как раз таки и было направлено на умение воспринимать всю сложную иерархию государства в  целом, с учетом всех ее "этажей" без исключения, т.к. от их состояния зависело благосостояние всего  государства. Этими качествами обладали такие крупные государственники, как, например, П.А. Столыпин, А. Линкольн, И.В. Сталин (как управленец).  На отдельных этажах, например, в науке или технике - М. Ломоносов, Д. Менделеев, С. Королев и другие. Но они такие же люди, поэтому многие из них делали ошибки на пути к высшей цели, ради которой жили.   Стандартное воспитание рядового человека направлено на решение проблем на уровне семьи, общества, в котором он преимущественно находится, и удовлетворения претензий со стороны надсистемы - в виде долга, обязанностей.

Для ВЭ человечества, как и для других систем, возможно несколько путей развития: на уровне своего этажа, переходом на верхние или нижние этажи.

Их может быть больше, чем изображено на рис.10.3. На уровне своего "этажа" (рис. 10.4) для человека - это узкая специализация или  повышение  своих  профессиональных качеств, становление многогранной личностью (по линиям: специалист - узкий специалист - профессионал; специалист – специалист широкого профиля - многогранная личность (универсал)...).

С чего начать творческую жизнь?  Ведь не так-то легко найти интересную задачу.

Задачу можно найти, рассматривая полный экран со всеми волнами эволюции систем.

Понимая, что неравномерность развития частей системы из-за их неоднородности и отставания одних волн развития относительно других - вот источник возникновения задач. Например, при запуске космических спутников в месте их выхода образуются дыры до нескольких сотен километров в диаметре в озоновом слое - этом тончайшем защитном инструменте Земли от губительного действия солнечной радиации. Вот и займитесь решением этой или аналогичной задачи, хотя уже имеется решение. Она выведет на более крупные - связанные с защитой в космосе от воздействия космоса  и т.д.

Нельзя останавливаться на достижении первой цели – ее нужно или внедрять или идти дальше по отмеченным выше путям, вплоть  до смены цели жизни.  Спектр целей достаточно широк. Застой - это творческая смерть.

Сотвори себя сам!

1 Сухомлинский А.В. Сердце отдаю детям. – Минск: «Народная Асвета», 1981.

2 Левашов Н.В. Сущность и разум. Т. 1 и 2.

3 Г. Селье. От мечты к открытию. М., Прогресс. 1987 г.

4 Г. Альтшуллер, И. Верткин. Как стать еретиком. Карелия. Петрозаводск, 1991 г.

5 Кондракова С.О. Феномен успеха в обучении в трудах отечественных педагогов-новаторов XIX-XX веков.  Монография.- пятигорск:  ПГЛУ, 2008. – 156 С.

6 Левашов Н.В. Зеркало моей души. Т. 1 и 2. Научно-популярное издание /Н.В.Левашов. ИД «Митраков», 2010.

7 Кондраков И.М.  От фантазии   к изобретению.  Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение-Владос, 1995. – 205 с.

8 Левашов Н.В. Неоднородная Вселенная.

9 Соловейчик С. Час ученичества.  М.: Детская литература, 1986.  – 383 с.

10 Сухомлинский В.А.. Сердце отдаю детям. Минск. «Народная Асвета», 1981. – 288 с.

11 Левашов Н.В.. «Зеркало моей души» т. 1 и 2.

12 Левашов Н.В. Сущность и разум. Т.2.

13 Сухомлинский В.А.. О воспитании /Сост. С.Соловейчик. – 4-е изд. – М.:  Политиздат, 1982. – 270 с.

14 Г.Альтшуллер, И.Верткин. Как стать еретиком. Карелия. Петрозаводск, 1991 г.

<< Все статьи автора

В библиотеке доступно по данному автору: