Главная > Библиотека > С.Б. Дворко, В.П. Ефимов > Статьи > Живое Знание
Живое Знание
Автор: С.Б. Дворко, В.П. Ефимов 1529
Скачать— (753.37 Кб.)
«Познай самого себя и ты познаешь Вселенную и богов, населяющих их»
Надпись над входом Храма в Дельфах
В древние времена, как гласит легенда о Вавилонской башне, люди имели один язык и одно наречие. Но однажды решили они построить себе город и башню, в которой хранили бы своё Живое Знание. И начали они эту трудную работу, изымая его из себя и перенося в Хранилища. Но, оказавшись в миллионах рукописей, книг и иных устройствах для хранения, Живое Знание, лишённое человеческой энергии, превратилось в Мёртвое. И разучились люди понимать друг друга, разбежались по отдельным квартирам, отгородились высокими заборами и границами, уверовали в Мёртвое знание, молясь на него в надежде, что спасёт оно его от катаклизмов и постоянно возникающих конфликтов между собой и Природой.
Но так не бывает. Невозможно научиться плавать, читая инструкции, необходимо войти в воду и там, взаимодействуя с ней, получить реальное Живое Знание и Умение плавать в ней.
Образно говоря, Живое Знание — источник нашего физического, духовного и социального здоровья. О важности получения и освоения Живого Знания писали многие поэты, учёные, философы.
Часто ли человек доверяет своему внутреннему знанию, а не ищет это знание в других? И что бывает, когда он перестаёт верить самому себе, полагаясь на источники, в которых Знания мертвы? Оглянитесь вокруг и вы увидите всю глубину пропасти, в которую можно упасть, если не доверять своему внутреннему чувствованию, тем самым сформировав вместо своей природной личности невероятное нагромождение чужих норм, правил и вереницы иллюзий.
Так входя в сферу общеобразовательных стандартов и профессиональных знаний, ребёнок, а после подросток, получает нечто совсем иное, нежели всестороннее развитие Живого Знания. Предлагаемое обществом формализованное расчленённое мёртвое знание, как правило, лишает нас способности воспринимать мир целостным. Оно не даёт нам инструмент, помогающий войти в практику социального братства, но создаёт условия для вхождения в процесс взаимной эксплуатации человека человеком. Именно вследствие подобного воздействия и специфичного обучения большинство людей сегодня мыслят «клипово», шаблонно, отрывочно и не способны выполнять даже средние по сложности социальные задачи.
И всё же, указанные противоречия можно и нужно решать, если в основу образовательного процесса поставить не отдельное знание по предмету и способы овладения этим знанием, а живое знание — знание, как способ восприятия целого в смыслообразующих процессах, как способ познания и восприятия своей истинной личности.
Ещё в философских размышлениях русского поэта, богослова, философа и основоположника раннего славянофильства Алексея Степановича Хомякова была задано противопоставление: «живое знание — мертвенная учёность». Мёртвое знание он представлял как западный тип отвлечённого рассудочного познания, потерявшего связь с природой, оторванного от естественного бытия и духовной основы. Хомяков много размышлял о том, что человек остаётся пассивным по отношению к актам понимания и исследования по причине пребывания в плену привычки мыслить шаблонно, по инерции. Впоследствии его мысли отозвались в трудах русского философа и религиозного мыслителя Семёна Людвиговича Франка, утверждавшего, что само понятие «живое знание» надо определять как первичное знание, «знание — жизнь», поскольку оно «вынашивается» в нашем опыте и на нём возможно построение собственно комплексного прикладного знания. Таким образом, можно сделать вывод о понимании в русской философии под «живым знанием» способа схватывания целого в смыслообразующих процессах. Особенностью является то, что всё живое схватывается в формате многомерного образа, то есть целостно и практически мгновенно. В качестве наглядного примера можно привести утверждение академика Вернадского, который писал, что он не знает, чем живое вещество отличается от неживого, но он никогда не ошибается, отличая одно от другого.
Усложнение социальных и технологических систем всегда приводило к узкой специализации владения знаниями. Поэтому, как только возникали препятствия в процессе передачи этих узостей, то каждая цивилизация немедленно попадала в условия угрозы своей выживаемости, так как, не владея соответствующими знаниями и навыками, люди становились не способны к поддержанию былого уровня развития и цивилизации, приходя в упадок. Поэтому живое знание всегда имеет огромную ценность, и часто скрыто от глаз случайных людей. Знание знанию рознь, так как живое знание без практического опыта и всестороннего восприятия обречено на формализацию и последующую утерю. Живое Знание — это знание истины, счастья и радости бытия, воспринимаемое через свою человеческую природу: души и сердца. Живое Знание — это практическая наука, которая не может быть использована по учебнику, по трафарету, формально, требующая личного, всестороннего и очень внимательного отношения к нему, делая нас людьми, существами способными осознавать себя, свои мысли и действия, превращая отдельные части бытия в гармоничное Единство.
Определения.
Стоит определиться, что в рамках теории развития культурно-опосредованных форм отношений, созидающих полноценную личность явление знаний можно разделить на несколько составляющих.
Прежде всего, это информация (динамическая) — отображение переходных процессов, возникающих в средах, в результате которых происходят изменения состояния этих сред и/или их границ, которое мы фиксируем в виде кванта или единицы информации.*
Так же это сведения, которые имеют определение, утверждённое в законе РФ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации (статической), информационных технологиях и о защите информации» в статье 2. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» в п. 1. постулируется, что «информация (статическая) — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».
Живое Знание — особая природосообразная форма аккумуляции и сохранения Жизни в Человеке, без которой невозможно само существования человека на Земле, умение его использования, передача знания, умения и навыков от человека к человеку или коллективу людей посредством интеллектуально-эмоционально-интуитивной (симпатической) связи, тем самым, устанавливая единое поле коммуникации, неотъемлемо связанное с ноосферным полем Земли и Космоса.
И здесь есть некоторое уточнение, которое проливает свет на понимание всех этих понятий, сообщая, что условия передачи Живого Знания требуют готовности личности к такому виду связи. То есть Живое Знание требует практических навыков в пользовании имеющихся у человека способностей, дарованных ему от рождения в лице человеческом.
Наблюдая Живую Природу, мы видим, что она находится в постоянном движении, изменении — трансформации и трансмутации. Сложно говорить о том, чего ты не видишь глазами, что не стало общедоступной, привычной культурой. Практика пользования Живого Знания позволяет нам познать не только физиологические особенности строения тела или устройство внутренних органов, но прежде всего, максимально развить мозг, энергетику тела и души. Всё то, о чём большинство не догадывается, о чём сложно говорить, потому что в лексике современных людей, особенно западной культуры, эти понятия и знания не востребованы и не используются. Как можно говорить о путешествиях на «море живого знания», если человек не осознаёт и не видит этого «моря», не говоря уже о кораблях, которые бороздят просторы этого «моря».
Живое Знание учит нас познавать себя, становиться хозяином жизни, преображаться из человека разумного в человека духовного, осознанного, творческого, мудрого.
Теоретическое (мёртвое) и практическое (живое) знание в науке
Попытка описания Живого Знания наталкивается на отсутствие методологии (методов) и инструментов исследования Живых организмов и человека в частности.
Методология получения мёртвого знания основана на предварительном «умертвлении» живого организма, остановлении живых физиологических и энергетических процессов целостного организма, перенос выводов, полученных при изучении частного на целое.
Фактически происходит подмена живого знания на мёртвое, когда мёртвое знание объявляется живым. Человек накапливает «мёртвое» знание, бесполезное и вредное, сокращая свою жизнь, так как для жизни необходимо живое знание, которое он получает не только из продуктов питания, но и из живого общения с окружающей его Природой. Известно, что у человека есть не только физическое (материальное) тело, но и ряд иных тел, каждое из которых получает свой вид живого энергетического питания, а значит и практики коммуникации с внешним миром. Знает ли человек об этих энергиях, видит ли он их, и где родники (источники) этих энергий?
Когда мы говорим о Живом Знании, то затрагиваем сферу практического использования человеком симпатической связи, основанной на трёх формах коммуникации: биосистемной, которая работает на основе физической связи. Человек имеет с любой частью своей структуры симпатическую связь. Если взять волос у конкретного человека и сжечь его, то у человека повысится температура. Если его ногти погрузить в воду — ему станет холодно. К этому же закону относится и то, что мать всегда чувствует состояние своего ребёнка; энергетической, которая реализуется на основе энергетической связи, когда возможна передача энергии от одного объекта к другому. Известно, что человек имеет симпатическую связь со своим изображением, символом и именем. Если изображение человека оказывается в неблагоприятных физических условиях, то он заболевает. Если фото человека положить в лесу на траве под солнцем или в чистой ключевой воде, то в человеке накапливается энергия жизни; и наконец, информационной, которая реализуется посредством силы мысли. Мысль о предмете имеет симпатическую связь с этим предметом. Наша мысль о ситуации приближает ситуацию.
Прикладное значение Живого Знания заключается в том, что оно позволяет нам более целостно и точно формировать свою реальность, тем самым формируя наиболее благополучное будущее. Например, если человек знает, что он обладает «горизонтом» Живого Знания, то он может планировать своё будущее в пределах этого «горизонта». Любой выход за пределы этого «горизонта» приводят к накапливанию ошибки планирования будущего, и чем ближе к человеку этот горизонт, тем больше ошибок человек вынужденно совершает. Увеличить «горизонт» живого знания возможно при объединении людей в группы в рамках решения конкретных социальных жизненных задач.
Общественный договор
Сегодня в обществе нет научных школ Живого знания, как и нет методологии (методов) и инструментов его познания. В чём суть проблемы. Возьмём в качестве примера математику (физику). Вся математика — это математика «мёртвого» знания. Она достаточно хорошо описывает статичные (неизменные в пространстве и во времени) структуры, но пасует когда необходимо описать живой организм в процессе его бытия от момента его рождения, развития (трансформации и трансмутации) и до момента окончания бытия и перехода в пространство Природы и Космоса. Возникает вопрос: возможно ли на базе «мёртвых» разделов наук создание разделов наук о «живом» Знании? В данном случае рассмотрим принципы, правила и методы (методологию) использования Живого знания. В основе любого социального процесса лежит Общественный договор — по существу, основной регулирующий «закон» «Идеального Общества». Такой договор базируется на принципах Живого Знания, формирующих социальную среду бытия Идеального Общества. Для его реализации необходимо и достаточно реализовать в практической деятельности человека основные социальные «инструменты», которые сегодня отсутствуют. Именно практическая общественная деятельность должна формировать основные положения Общественного договора.
Сегодня государственными институтами власти выработаны законы, регламентирующие деятельность человека в централизованной среде технических и технологических систем, в котором само государство является централизованной технической системой. В данном случае важно понимать, что «Идеальное Общество» по своей сути является децентрализованной социальной средой, в которой сегодня практически отсутствуют социальные законы, регламентирующие деятельность человека и общества.
В данном случае Манифест идеального Общества чётко сформулировал ряд важных определений, сообщая, что перед современным Обществом сегодня стоит потребность в гуманизации, то есть очеловечивании людей, осуществить которую можно только через одухотворение воспитательного, а как следствие и образовательного процесса. Основой этой практики должно стать введение в образовательную среду использования Живого Знания, передаваемого в семейной, родовой, народной, культурной, образовательной и социальной среде. Живое Знание, передаваемое от человека к человеку посредством духовного общения, интуиции и образа жизни, позволит утвердить гуманистические принципы социальной коммуникации, замещая технические системы существующего процесса образования на добродетельные практики саморазвития личности и Общества. Современная практика технического, в большей степени интеллектуального обучения, должна уступить живому общению человека с человеком, основанному на духовном взаимодействии и человеколюбии. В данном случае мы говорим об общении, основанном на свободе, равенстве и братстве людей, формируемом на гуманистических основах духовной, то есть полноценной, в том числе невербальной коммуникации. Только полноценность живого воспитательного, а как следствие и образовательного процесса, основанного на осознанной практике передачи опыта и навыков взаимодействия людей с целью духовного саморазвития личности и Общества позволит человеку обрести свободу от известного. Обрести свободу от технического принятия чужих интеллектуально формализованных знаний и перейти к осознанной практике восприятия Живого Знания с проживанием реальности, делания, переживания и взаимной любви.
По материалам:
«Манифест идеального общества»: монография / И.В. Дворко, Академик ПАНИ С.Б. Дворко, Член-корреспондент ПАНИ В.П. Ефимов, С.А. Тактаев. — Москва: РУСАЙНС, 2022. — 126 с. УДК 314/316, ББК 60.54+65.012.2, Д 24, ISBN 978-5-466-01729-8;
* Гахович С.Ю., Член-корреспондент ПАНИ Ефимов В.П. «Каждого жителя планеты Земля — в единое информационное пространство», стр. 5. Вестник академии технического творчества, Санкт-Петербург, Издательство СПбГТУ, 1997 г., Лицензия ЛР № 020593 от 07.08.97г.
Авторы:
Академик ПАНИ С.Б. Дворко,
Член-корреспондент ПАНИ В.П. Ефимов
В библиотеке доступно по данному автору: