Главная > Библиотека > Кондраков И.М. > Статьи > Отзыв на статью Юрьева А.И. «Новые проблемы психологии и психотерапии, создаваемые пост-глобализацией и их решение».
Отзыв на статью Юрьева А.И. «Новые проблемы психологии и психотерапии, создаваемые пост-глобализацией и их решение».
Автор: Кондраков И.М. 3022
Скачать— статью в PDF (870.03 Кб.)
Вопрос о будущем психологии и психотерапии Юрьев А.И. обсуждает с позиций психолога и политолога с более чем полувековым стажем, а также с привычных ему позиций «старых» парадигм его науки: работа, прежде всего с пациентом, как человеком, что порождало гуманизм самого высокого уровня, с целью его защиты, адаптации к реальной жизни, совместного проектирования его жизненной стратегии на пути к счастью с ориентацией на мораль, нравственность, правовые нормы и т.д., любя его и приучая его любить других людей, приучая к саморегуляции для восстановления ослабленных высших психических функций: произвольное внимание, память, мышление, волю и др..
Психологической задачей более высокого уровня был поиск пациентом своего призвания – того, чем он мог быть полезен людям, обществу, миру.
Эти цели и задачи решала также и отечественная педагогика педагогов-новаторов Л.Н. Толстого, А.В. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Е.Н.Ильина, Ш.А., М.П.Щетинина, Амонашвили и др., которая вела речь о воспитании с детства, прежде всего, в учащемся ЧЕЛОВЕКА, ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. С воспитания Человечности и надо всегда начинать, - писал Сухомлинский А.В. А Н.В. Левашов объяснил для чего это нужно - чтобы провести человека через эволюционные джунгли1 за более короткий срок. Тогда, конечно, психологам пришлось бы решать меньше задач со своими пациентами, т.е. не бороться со следствиями «плохого» воспитания. Сделать человека нужным людям со «школьной скамьи», помочь открыть в себе «спящие» таланты и возможности, чтобы человек смог легко справиться с любой жизненной ситуацией и переходил в режим самовоспитания и самоуправления - вот одна из главных задач педагогики, усилия которой паразиты в настоящее время сводят на нет, оправдывая это тем, что это веление времени и пост глобализации. Однако эти задачи автоматически перекладывались на плечи психологов и психотерапевтов до прихода глобализации.
Глобализация, как пишет Юрьев А.И., – это вскрытие государственных границ у всех стран мира, формирования глобального «мира без границ» для свободного перемещения: 1) денег, 2) товаров, 3) информации и 4) масс людей. Они перемещаются, попирая географические и государственные границы, создавая условия для возникновения всех видов эпидемий: медицинских, психологических, социальных, информационных и пр. Потому что все страны, согласившиеся с Бретон-Вудскими решениями о том, что золото в международной торговле заменяется на доллар, а нефть торгуется только в долларах, не могут закрыть свои границы во избежание тяжелых санкций. Границы не закрыть, и потому что информационные, финансовые, социальные, политические технологии не «засунуть обратно в головы» их создателей – они обрели самостоятельное бытие, поставив людей в тотальную зависимость от себя. Сейчас трудно сказать, кто кем руководит: люди машинами, или машины людьми? Чтобы это было понятнее, надо подумать, что будет, если сегодня отключить все компьютеры и электродвигатели? Это отключение сравнимо со столкновением Земли с кометой Галлея – это катастрофа.
Чтобы здесь расставить все точки над «i», коль речь пошла и роли машин в нашей жизни, следует вспомнить о законах развития технических систем, коими и являются машины, которыми пытаются заменить человека в период пост глобализации. Попытается проанализировать именно эту сторону проблем, которые затрагивает статья Юрьева А.И.
Что мы видим в реальности? Как идет развитие технических систем?
Начнем с самого начала. Воздействие окружающей среды на человека порождает у него определенные потребности, т.к. он вынужден адаптироваться к меняющимся условия, чтобы выжить. Эта адаптация проходит несколько этапов:
1-й этап: Зарождение потребностей. Для удовлетворения, которых человек вынужден использовать свои физические и умственные способности. Он пользуется тем, что дает ему природа.
2-й этап: Досистемный уровень (с позиций создания средств труда – технических систем): Применение случайных предметов с определенными свойствами для выполнения определенных функций, вытекающих из потребностей человека (использование палки-копалки для извлечения корнеплодов из земли, для сбивания плодов с дерева и т.д.; заостренного камня в качестве ножа или для обработки других предметов и т.д.). Создаются примитивные орудия труда, в которых источником энергии является мускульная сила человека, трансмиссией – рука, рабочим органом – палка или камень, а органом управления – мозг человека.
Далее человек пытается усилить свои возможности, он заменяет трансмиссию - палкой, чтобы усилить свои возможности: камень + палка = топор (КПД каменного топора порядка 90%, за 20 мин. Им срубают сосну диаметром ствола 15 см.), палка + наконечник = копье и т.д.
Затем свою мускульную силу человек заменяет силой животных или использует силы природы с помощью простых механизмов и приспособлений. За человеком остается управление «протосистемой» и принятие решения по её управлению.
3-й этап: рождение технических систем: источник энергии, двигатель, трансмиссия и рабочий орган – искусственные элементы, а управление и принятие решения остается за человеком. С развитием промышленности и созданием производства продуктов потребления и орудий труда человек вытесняется и из сферы управления этими орудиями труда (теперь не нужно поочередно открывать клапан парового двигателя, т.к. был изобретен регулятор Уайта, заменивший человека);
Далее, с созданием автоматов, часть функций управления человек передает автоматам, сохраняя за собой функции принятия решения и создания программ управления. А с созданием автоматизированных систем управления человек вытесняется из производства, оставляя за собой функции внешнего управления и принятия решений. С появлением компьютеров стандартные программы стали «писать» сами компьютеры, а человек стал только ставить задачи перед машинами, принимать их решения и контролировать результаты работы машин –машины быстрее реагируют на изменение ситуации. С компьютеризацией производства человек вытесняется и с уровня управления, передавая эти функции компьютеру, оставляя за собой выявление и прогнозирование потребностей, генерации новых идей. Успехи в технике и технологиях вскружили головы «неправильно воспитанным» людям у руля технического прогресса, которые через возможности техники пытаются удержать власть в своих руках, не понимая, что возможности техники ограничены 62 октавой.
Эти люди и ведут цивилизацию на заклание своим эгоистическим интересам, а не в угоду законам развития.
4-й этап: Вытеснение человека с уровня принятия решений (предпоследний бастион человека).
4-й этап (технократической цивилизации): Человек вытесняется из своего жизненного пространства, где он начинает мешать машинам управлять техносферой. А далее он вытесняется и с уровня генерации идей, становясь ненужным машинной цивилизации. Бездушный машинный мир будет иметь одну «цель жизни» - захватить все жизненное пространство космоса. Но это примитивная идея не будет иметь продолжения и будет противоречить основной тенденции развития материи – развиваться до уровня мыслящей, чтобы ПОЗНАТЬ окружающий мир, т.е. САМОЙ СЕБЯ для какой-то еще более значащей цели (возможно свернется в новую моно-систему и начнет новый виток Развития на ином уровне), хотя у Вселенной и материи не может быть цели, а есть объективные законы развития.
Точно подмечено Юрьевым - Глобализация – это воплощение в жизнь электронными средствами десятка принципов Вашингтонского консенсуса, которые приведены в его статье. Взять хотя бы некоторые из них:
1. Торговый либерализм. Это игнорирование реальных потребностей человека во имя чей-то прибыли. Человек выведен за рамки интересов правителей мира, т.е. никаких разговоров об улучшении и сохранении жизни здесь в принципе не может быть.
2. Сокращение субсидий. Субсидии предприятиям должны быть сведены до минимума. Правительство должно расходовать деньги лишь в сфере образования.
Предприятия, которые заняты производством нерентабельных продуктов, предметов пользования и т.п. лишатся субсидий, значит человек опять оказывается в плену чьих-то коммерческих интересов и о ЗАБОТЕ о ЧЕЛОВЕКЕ речи в принципе не может быть. А образование будет таким, какое нужно будет пост глобалистам. Мы это видим уже сейчас.
3. Должна всячески поощряться приватизация государственных предприятий. Частные предприятия должны быть более эффективными хотя бы потому, что менеджеры непосредственно заинтересованы в более высокой производительности труда.
Постперестроечные времена показали неэффективность частных предприятий, т.к. они привязаны только к получению прибыли любыми путями. Об улучшении условий труда и оплаты частник не заинтересован.
4. Защита прав собственности (в том числе и иностранного капитала). Эти права должны быть гарантированы и усилены. Слабая законодательная база и неэффективная юридическая система уменьшают значимость стимулов, побуждающих делать накопления и аккумулировать богатства.
Все страны третьего мира станут заложниками более богатых стран. И для чего нужна аккумуляция богатства, если конечной целью будет удовлетворение интересов частника-паразита, а не общества в целом.
Результаты от внедрения этих принципов хорошо продемонстрированы в статье.
И главное «достижение» глобализации – это внедрение «нового мировоззрения», фактически делающего из человека послушного и примитивного робота.
Как пишет Юрьев: Сегодня все это известно – мир изменился, люди оказались в совершенно новой социально-экономической и культурно-политической среде. И многим это нравится, как попугаю в клетке, который повторяет глупости хозяина и доволен, что его еще кормят и даже «общаются» на равных.
Гайдар с присущим ему хрюканьем вещал о монетаризме, шоковой терапии, в которых, похоже сам ничего не смыслил, конечная цель которых - разрушение устоявшегося мира. Влиятельные последователи оттачивали именно такую стратегию: дождаться глубокого кризиса, потом распродать обломки государства частным игрокам, пока граждане еще не пришли в себя от пережитого шока, а затем быстренько сделать эти «реформы» устойчивыми». Апологет Фридман считал, что «… «только кризис — подлинный или воображаемый — ведет к реальным переменам. С аналогичными заявлениями мне пришлось столкнуться с одним разработчиком теории развития художественных систем, который считал, что нужно постоянно менять, разрушать старые основы культуры и уходить от истоков: каждый день новая концепция или подход. Разрушение всего и вся – вот стратегия глобализма и пост глобализма, не смотря на утешительные и успокоительные речи о том, что это неизбежно, объективно, что мы все находимся в одной подводной лодке под названием «Земля» и должны … объединиться, но под управлением глобалистов.
Когда такой кризис возникает, пишет Юрьев А.И., - действия людей зависят от их представлений. И в этом, полагаю, заключается наша главная функция: создавать альтернативы существующим стратегиям, поддерживать их жизнеспособность и доступность до тех пор, пока политически невозможное не станет политически неизбежным».
Пока машины отвлекали внимание психологов на изменение внешней, материальной среды, они отвели человеку совсем другое место в жизни и в обществе, нежели то, к которому мы привыкли. Что это значит?
Человек незаметно перестает быть высшей ценностью (вот здесь и зарыта собака!), потому что с точки зрения пост-глобализации уменьшение человечества вдвое или втрое ничего не ухудшит на планете, а экономически (т.е. в денежном выражении - вот их конек!), экологически (т.е. без людей!) и социально (для их же спокойствия) только улучшит. Как говаривал в свое время вождь мирового пролетариата: нет людей и нет проблем! А ведь был одним из первых глобалистов и сам же попался в эту ловушку. Из(С)Тория так ничему их и не научила. На том и Аминь!
Придут иные времена!
6.11.2015 г.
Кондраков И.
1 Левашов Н.В. Сущность и разум. Т. 1 и 2.
В библиотеке доступно по данному автору: